*** Движение. Самоорганизация как форма движения.

Английский кибернетик У.Р.Эшби в 1947 году впервые ввёл в научный обиход понятие «самоорганизующаяся система». Несколько позже, для обозначения процессов в искусственно созданных человеком устройствах «высокой сложности и надежности», управляемых с помощью ЭВМ, стало употребляться понятие «самоорганизация».

Это оказалось возможным благодаря научной аналогии, отразившей удивительное сходство между процессами приёма и обработки информации, авторегулирования и адаптации кибернетических устройств, с одной стороны, и процессами, реально существующими в природе, с другой. «С самого начала я был поражён сходством между принципами действия нервной системы и цифровых вычислительных машин»— писал Норберт Винер, стоявший у истоков кибернетики. Тем самым,   он констатировал эту аналогию и, сделал её предметом исследования.

Почему среди многих атрибутов природных оригиналов и моделируемых человеком процессов особое место заняла самоорганизация? Да потому, что она являла собой, как стало известно позже, особый способ существования и развития динамических систем. На признании этого вывода стала постепенно формировать свои теоретические положения и выводы синергетика – область общенаучного знания, основы которой заложил профессор Штутгартского (ФРГ) университета Герман Хакен (род. в 1928 г.)

Любители «жареных фактов», а их, как тараканов, полно среди обывателей (снял ролик, выложил в Интернет и счастлив), желто-поносной прессы и в телевидении России, расплодились и в философии. Они немедленно сделали из синергетики «идола», не поняв в чем её суть.

В этом меня убедил коллоквиум «Философия синергетики», прошедший в рамках IV Российского философского конгресса «Философия и будущее цивилизации». Он прошел в Москве лет десять назад.

Синергетика для участников конгресса стала кормушкой курятника. В огромной плошке – просо, пшеничка, комбикорм, витаминные добавки… Подбежал петушок другой, третий… Тук, тук… — и в клюве по зернышку. Проглотил… Но что проглотил? – Не понял! Иначе говоря, каждый из сотни философов хватал в синергетике крупицы случайные, малозначимые. Ничего нового для  философии и философской диалектики, в частности, они не нашли. Обнаружилась пара лиц, призывавших вести разговор о мировоззренческом и методологическом значении синергетики. Но призывов их не услышали.

Итак, на мой взгляд, главное в синергетике это – теория самоорганизации.

Что такое самоорганизация?

Лично мне горько и стыдно говорить о том, как философы СССР шли к осознанию места синергетики и самоорганизации в жизни науки и общества. Самое «великое», если не смешное их достижение – это дефиниция, прошедшая через сотню учебников, справочников и энциклопедий. Дал его один из «диссидентов» от философии, имени которого я вспоминать не буду. Он бедный так старался, так бузил, и так высоко взлетел, что умер во цвете лет. «Самоорганизация, – написал он, – процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация(!?) сложной динамической системы».  С ума можно сойти!

Автор этот, увешанный всеми научными званиями, едкого замечания И.Канта о том, что тавтологичные формулировки «бесполезны» и «неупотребительны», конечно же, не слышал, а сотни редакторов, смотревших ему в рот, поправить его не решились, поскольку формальной логики не знали.

В 1985 году, на одной из Московских конференций по теории и практике системных исследований был сделан шаг вперед. Синергетика характеризовалась уже как новая «междисциплинарная наука о кооперативных явлениях и единая теория самоорганизации». Это был явный прогресс. И характеристику синергетики там дали верную. Послушайте:

а)  самоорганизация возникает спонтанно**, как результат взаимодействия большого числа подсистем;

б) порядок и упорядоченность в системе создаются за счёт уменьшения упорядоченности вне системы;

в) процессы самоорганизации возможны только в открытых системах, способных противостоять возникновению энтропии;

г) все живые системы являются открытыми и способны к самоорганизации благодаря обмену веществом и энергией с окружающей средой;

д) воздействие внешних факторов на процессы самоорганизации неоднозначны: иногда малые, но согласованные с внутренними состояниями системы внешние воздействия более эффективны, чем большие, но не согласованные.

Перечисление этих выводов, на мой взгляд, важно. Над ними должны задуматься не только философы, но и психологи, социологи, политики. Учти наши доморощенные реформаторы и их зарубежные консультанты методологическое значение последнего из данных положений, может быть, не взялись бы они за «шоковую терапию» нашей экономики.

Но, о синергетике они не знали, общество как особую самоорганизующуюся систему не рассматривали, а уж о последнем пункте данной её характеристики просто не подозревали!

Неравновесная термодинамика, как предтеча синергетики, обнаружила и подтвердила в эксперименте причину движения. Эта причина до тривиальности проста — асимметрия окружающего нас микро- и макромира, как и каждой из неорганических и органических систем.

Попытайтесь разделить кубометр атомов воздуха или воды строго пополам. Вы обязательно потерпите неудачу. В одной половине этого кубометра атомов окажется больше, чем в другой. И, о боже(!), этого вполне достаточно, чтобы начались процессы самоорганизации.

В условиях нашей планеты (!) это будет усложнение материальных систем и процессов. Прискорбно! Но сверхъестественным силам и богу в жизни человечества места не остается. Сотни доказательств существования бога, каждое из которых опровергало прошлые, повисают в воздухе… Говоря иначе, термодинамика и синергетика предоставила в пользу атеизма больше аргументов, чем философская диалектика.

Диалектика, а марксизм лишь воспринял многие её положения, видела и видит источник движения (а данная беседа подчинена движению) в той же асимметрии, которую представила как взаимодействие противоположностей. Так что величие синергетики  состоит в том, что она доказала справедливость выводов современной диалектики и ее исторических предшественников.

Несколько лет тому назад я предложил более точное и грамотное, чем ранее прозвучавшее, философское определение самоорганизации, имеющее мировоззренческий и методологический смысл. Вот оно!

«Самоорганизация есть спонтанное (от лат. – «добровольный», «произвольный») возникновение и изменение материальных систем, их элементов, связей, структур, функций и свойств под влиянием внешних условий и во взаимодействии с ними».

Определение – очень просто; но за ним скрывается бесконечная сложность строения и поведения объектов реального мира, взаимная обусловленность их внутреннего состояния и постоянно изменяющихся параметров среды.

С точки зрения современной термодинамики, опирающейся на знаменитые четыре закона («начала»), самоорганизация (кое-кому это может показаться странным) есть совокупность «противоестественных»(!) для нашей Вселенной процессов. Человечеству в этом смысле здорово повезло. Оно оказалось не только в самой их гуще, но и на самом их пике. Возблагодарив природу и бога, оно включено в них, и старается понять их, что называется, изнутри.

А вот «естественные процессы», вопреки  так называемому «здравому смыслу» буквально затопившие космос, заставляют нас стареть и умирать, стирают с лица Земли целые цивилизации, сопровождаются возрастанием энтропии**, стремятся к хаосу, беспорядку. «Мы – дети хаоса, и глубоко в основе каждого изменения скрыт распад. Изначально существует только процесс рассеяния, деградации; всё захлестывают волны хаоса… В этом процессе отсутствует какая-нибудь изначальная цель, в нём есть только непрерывное движение».

Я намеренно привёл эти слова. Они принадлежат блестящему популяризатору термодинамики и синергетики Питеру Эткинсу и взяты из его книги «Порядок и беспорядок в природе» (P.W.Atкins. The second low. – New York. – 1984). Обыденное сознание не хочет и не может принять их. С трудом усваивают данные теоретические положения современные учёные и политики.

Настоятельно рекомендовал бы эту книгу, этот «букварь» по термодинамике и синергетике всем, кто не разучился читать учебников. С его страниц буквально взывает к нам матушка-природа: «Не разрушай, не ломай, не громи, не убивай…! С этим я и сама со временем справлюсь, поскольку хаос – это моя стихия. Ты, человек, попал в уникальную сферу самоорганизации. Твоё предназначение строить, созидать, творить и этим сделать себя счастливым!» Но…?

Цивилизация США, пригревшая в своем вузе Германа Хакена, плевать хотела на его выводы. Вернее она использует его рекомендации для разрушения Земной цивилизации.

 Самое главное, о чем я уже говорил и к чему возвращаюсь, синергетика позволила мне, как представителю философской-диалектики создать «Новую философскую картину движения». Графически она  оформлена столь же строго, сколь и небесная картина мира.EPSON scanner image

Юрген Эльзэссер. США и Запад взорвали нормы международного права…

Разрушение фундаментального принципа «Невмешательство в дела других государств» произошло в конце 80-х — начале 90-х годов XIX века, когда распался Советский Союз и мировой социалистический лагерь, стоявшие на его защите.

Лицемерный и агрессивный «блюститель» порядка в мире, «мировой полицейский» (США и его прихвостни) решили заменить этот принцип провокационным по существу принципом «защиты прав человека». Так основной принцип демократии — принцип подчинения меньшинства большинству в одночасье был оплеван. Простор был открыт для произвола агрессоров, разрушителей спокойной жизни народов и государств, «пятых колонн», антипатриотов и экстремистов, которых можно купить и заставить работать на
Американского хозяина.

С трудом доходят до человечества некоторые истины, но они все-таки доходят!

P.S. Устав ООН. Глава 1. Статья 2. Пункт 4.

«Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций».

адресу

См. беседу немецкого политолога и публициста по адресу >>>> http://youtu.be/3JV_xb9z8ww