*** Диалектика «сущности» и «существования» как метод познания.

Диалектические противоречия окружающего мира разнообразны. Они описаны и классифицированы. Но я настойчиво привлекаю ваше внимание к двум парам противоречий, о которых не пишут учебники и почти не вспоминают современные философы. Между тем, о них важно постоянно помнить при рассмотрении прогрессивных процессов. Это противоречия и соответствующие им противоположности (стороны): «сущности» (1-я пара) и «существования» (2-я пара).

Рассуждения о них в трудах, посвященных диалектике, до сих пор, если исключить то, что сейчас представляю Вам я, встречаются лишь иногда. И поскольку они весьма абстрактны, выглядят недостаточно разработанными, а их связь с практической жизнью людей проследить не просто, несведущие критики склонны представлять их как схоластические, не имеющие практического и познавательного значения. Так и остаётся до конца не понятым глубочайшее содержание поистине бесценных мыслей.

Между тем, главное здесь состоит в следующем.Сущ-существов - фото 1Противоречия «сущности» – это противоречия между сторонами (диалектическими противоположностями) вещи (процесса), одна из которых исторически предшествует другой и в своём дальнейшем развитии её порождает. Первая сторона выступает по отношению ко второй как общее к особенному, как род к виду, как более глубокая сущность (В-1) к менее глубокой сущности (В-2,3,4…). Г.Гегель называл эту более глубокую сущность «основанием».

Примером противоречия сущности служит противоречие между миром млекопитающих и человеком, выросшим из этого мира, но не потерявшим генетической и исторической связи с ним. Млекопитающие и люди обладают общей сущностью, поскольку являются позвоночными животными, кормящими новорождённых детей молоком матери. В соответствии с биологической систематизацией их относят к одному классу.

В то же время, на более высоком уровне развития, сущности человека и млекопитающего совпадают не полностью, так как сначала возникло, а затем развернулось сущностное противоречие между ними. Человек обладает абстрактным мышлением, речью и волей, производит и использует орудия труда, сознательно воссоздаёт и изменяет условия своего дальнейшего существования. В нём (и это другая сторона проявления противоречия сущности) одновременно присутствует сущность млекопитающего и своя собственная антропологическая сущность. Иначе говоря, в природе вообще и в человеке как биологическом виде объективно проявляет себя противоречие сущности (ей).

Что касается диалектических противоречий «существования», то они представляют собой способ выражения одной и той же сущности, «дифференцированное» и представленное разными формами «основание», но на более высоком уровне прогресса вещи. Внутри класса млекопитающих такое противоречие имеет место, к примеру, между отрядами хищников и парнокопытных, а в отряде хищников между семействами псовых и кошачьих. В расовых и национальных различиях между людьми также проявляют себя противоречия существования одной и той же человеческой сущности. Таксонометрия-фотосхемаПознакомьтесь со схемой классификации (таксонометрии) животных, основы которой заложены трудами Дж. Рея, К.Линнея, Ж.П.Ламарка, Ч.Дарвина и других естествоиспытателей. А одновременно попытайтесь вспомнить и внимательней подумать над знаменитой Периодической системой элементов Д.И.Менделеева.

——————————————————————————————————————-

Менделеева ТаблицаО последней позволю себе лишь одно замечание, относящееся к известным со школьной скамьи фактам. Периодический закон, в его современной трактовке, гласит: свойства химических элементов находятся в периодической зависимости от массы и электрического заряда их атомных ядер[1]. Сущность водорода, к примеру,  проявляется в том, что в его атомном ядре есть одна заряженная частица – протон. Ей соответствует особая электронная оболочка. Но вот в ядре  появляются другие частицы – второй и третий нейтроны. Каков результат? – Прибавление новых частиц  к атомному ядру водорода приводит к возникновению дейтерия и трития –  новых форм существования сохранившего свой электрический заряд (сущность) простейшего химического элемента. Вот так проявила себя в реальном процессе развития природы диалектика сущности и существования.

Но это – объективная сторона дела.

Что касается субъективной стороны, то она состоит в следующем. Классификация химических элементов (1) и таксонометрия  животных(2) – эти, теперь уже коллективные творения человеческого разума являются естественнонаучным доказательством правильности вывода философской диалектики об исторической и логической взаимосвязи противоречий сущности и существования в объективном процессе прогресса или регресса природы. Они наглядно демонстрируют, как на одной из сторон противоречия существования, в силу её внутренней асимметричности, возникает новая сущность, и как неодинаковые условия, в которых этой новой сущности приходится воспроизводить себя, с течением времени порождают у неё внутри очередное противоречие существования.

Эту «философскую формулу» последовательного развёртывания противоречий сущности и существования можно эффективно использовать как метод познания. Она применима тогда, когда отдельные звенья развивающегося процесса (природного, социального, духовного) не полностью поняты. Без неё просто не обойтись, когда одна реальная вещь (например, управление) изучена, а её диалектическая противоположность (самоуправление) известна мало, или неизвестна вовсе.

Четверть века назад, желая разобраться в происхождении и сущности такого диковинного для бывшего Советского Союза процесса, как самоуправление в обществе, я предпринял рискованную попытку, проникнуть в истоки и логику развития мира. Предметом анализа стало движение, известное школьнику как простое перемещение тел, а философу как «способ существования материи», «изменение вообще», «переход количественных изменений в качественные…»,  и т.д.

И что бы вы думали? Применение описанной выше «философской формулы» привело к ошеломляющим результатам. Я получил то, что представил вам как НОВУЮ Философскую систему движения.EPSON scanner image

 Как всегда, не обойдусь без назидательного вывода.

Всё, о чем я сейчас рассказал – есть доказательство жизнеспособности философской диалектики, ее огромного гносеологического и методологического значения.


[1] См. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия. – 1980. – С. 999.

 

Leave a Reply

Your email address will not be published.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>