*** Научно-философское мировоззрение – суть.

Окружающий мир всегда был сложен и противоречив. Но с ускорением развития человеческой цивилизации его сложность возросла и продолжает расти многократно. Понять логику развития неживой и живой природы, человека и человеческого общества, индивидуального и общественного сознания становится всё сложнее, а попыток представить своё понимание этой логики предпринимается всё больше. Чем более «языкаст» представитель пишущей братии – писатель, журналист, комментатор и т. д., тем чаще стремится он представить своё объяснение происходящих в мире процессов.

Увы, многословия, красноречия и даже некоторых знаний о мире для этого мало. Надо иметь широкое и глубокое научно-философское мировоззрение. Именно научно-философское… Потому что, мировоззренческих и философских подходов, предлагаемых современному человечеству, достаточно много, между тем, как наиболее адекватным и ценным является только одно! –  О нём мы поговорим позднее.

Мировоззрение – это система знаний и взглядов человека на мир в целом, на своё место в нём, на смысл и цель жизни.

Попытайтесь найти вокруг себя людей с совпадающим по всем параметрам мировоззрением. И вы потерпите неудачу, особенно, если данное конкретно-историческое образование (Россия на рубеже XIX-XX веков, к примеру) переживает период резких социальных перемен.

Типология мировоззрений, в основе которой лежит история их становления и способ отражения окружающего мира, представлена на схеме.Типы мировоззрения-1 Все эти типы мировоззрения живут и встречаются в наше время. Поэтому, кое-кому может показаться, что они равноправны по своему статусу, занимают одинаковое место в жизни людей. В оправдание они приведут аргумент «свободы совести», право самому выбирать как оценивать те или иные вещи, события, процессы… Но я бы в ответ сказал: «Прежде, чем выдвигать все эти аргументы, надо кое-что знать! Знать, знать и знать!!!

Мифологическое мировоззрение возникло вместе с возникновением человечества. Ничего не зная о мире, первобытный человек пытался интуитивно угадать логику происходящих вокруг него событий, причин и связей между ними. Появились выдумки известные нам, такие, как мифы, сказки, былины. В основе их лежало обыденное, то есть пока еще не теоретическое, сознание наиболее духовно развитых предков человечества. И если, к примеру, богиня любви и красоты Афродита у древних греков по преданию произошла из морской пены, то вряд ли кто из людей современной России поверит в это. Он скажет, что это миф или сказка, пришедшая к нам из прошлого, и будет совершенно прав.

В мифологическое сознание наших древнейших предков при объяснении стихийных и могущественных сил природы постепенно вплеталось многобожие. Необъяснимая сила могучих сил природы наделялась обликом человекоподобных существ, титанов и богов.

Прошло много веков, прежде чем в культурах древних стран и континентов сложились системы многобожия, в которых воплотилась вера целых народов в тех богов, которые почитались большинством людей. Сегодня мы с детским интересом читаем мифы о Зевсе – владыке неба, величайшем из Олимпийских богов, сыне Кроноса и Реи, брате Посейдона, Аида, Гестии, Деметры, Геры и супруга Геры. Но древние греки искренне верили, что он низверг с неба Кроноса и Титанов, приобрел верховную власть над богами и людьми, которые стали трепетать перед ним. В то же время они считали, что сам он должен был подчиняться высшему Року. Мифологическое сознание, как видим, переносило систему видимых отношений между людьми, как правило, иерархических, на связь сверхъестественных и божественных сил.

Маркс К. и Энгельс Ф. не были выдумщиками, когда заявили, что создание могучих централизованных государств потребовало возникновения единобожия. Монарх на земле нуждался в могущественном покровителе на небе. И единобожие появилось в лице известных нам мировых религий – Христианства, Мусульманства, Буддизма, Иудаизма… Можно говорить о частностях, которые отличают друг от друга возникшие мировые религии, спорить об их происхождении, наделять бога и его представителей на земле различными именами и сверхъестественными способностями. Но суть остается одна. Верховной власти на земле была нужна идеологическая поддержка, и наиболее грамотные и преданные лидерам великих держав люди создали учение о едином боге и вере в него, как требующем соблюдения определённых правовых и нравственных норм, обеспечивающих стабильность жизни общества и развития централизованных государственных режимов.

Удар по религиозному мировоззрению нанесло возникновение естественных, а затем и социальных наук. Не буду давать экскурс в историю их развития. Скажу только, что при весьма сложной современной классификации этих наук, основы её очень просты. Каждая из частных наук начинает заниматься изучением тех специфических законов, которым подчиняется вновь открываемая форма движения субстанции.

Стали люди изучать перемещение тел и появилась механика. Проникла наука в молекулярный мир вещей, и возникла химия. Специализировалось знание о живых организмах, и возникла биология…

Но по мере развития частных наук возникли и постепенно сложились достаточно устойчивые иерархические связи между ними. Из ранее целостных систем знания стали выделяться отдельные области исследования. И наоборот, отдельные области частного знания стали находить между собой нечто общее, поскольку изучаемые ими процессы подчинялись неким общим для них законам. Процесс классификации наук имел начало, имеет свое настоящее и будет продолжаться, пока живет человечество. Классификац.наук нач 19 в.Известно, что в своё время философская диалектика предложила классификацию форм движения (см. схему), отражающую уровень развития знания в конце XVIII – начале XIX века. В то время уже сформировались механика, физика, химия, биология и социология, как самостоятельные науки. Отталкиваясь от этого факта, Ф.Энгельс и предложил выделить механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения материи.

Но время шло и стало понятно, что это понимание форм движения надо «вывернуть наизнанку». Иначе говоря, отнюдь не названия наук должны быть положены в основу понимания форм движения. Наоборот, частные законы, которым подчиняются те или иные уровни организации и формы движения субстанции, создают основу для возникновения каждой новой частной науки или некой общей области знания, а значит и для их классификации.

Взглядам диалектики на классификацию современных наук бедет посвящена специальная беседа.

______________________________________________

Leave a Reply

Your email address will not be published.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>