*** Движение как форма существования материи.

Учению о движении 2500 лет. Но недоумкам от философии, которые систему мировоззрения строят на удовлетворении сугубо личностных потребностей «Я» или «Эго» – таково латинское значение «Я» – на это плевать. Вся философия США за последние 200 лет, к примеру, кроме описания способов удовлетворения шкурных интересов эго-личности, эго-группы дельцов и своей эго-цивилизации человеческому знанию ничего не дала. Более того, на ценностях «Эго» – «Я» строилась почти все мировоззрение Запада 19-20 веков.

Поскольку положение личности в обществе различно – одно у Ротшильдов – представителей династии банкиров еврейского происхождения, другое – у последователей Мартина Лютера Кинга – борца за гражданские права чернокожих в США, а третье – у лиц среднего класса тех же США, возникают и разные философские школы, выделяющие и ставящие в центр рассмотрения тот или иной аспект их деятельности.

Вот, к примеру, прагматизм, – самое известное философское направление в США (разветвлений и оттенков у него много, но дух его словно кол вбит в разум и чувства американца). Вы думаете, что прагматизм интересовали мир и законы, по которым тот движется.  – Дудки. В центр исследования он положил «действие» и его результаты. Основатель прагматизма Чарльз Сандерс Пирс (10 сентября 1839 – 19 апреля 1914) сформулировал три метода действий, которые надо использовать: 1. Метод упорства. 2. Метод авторитета. И 3. – так называемый «научный метод», известный как «Принцип Пирса»: «Значение идеи состоит в её практических последствиях».

А каков результат?

Вот скажем, В.Путин, в мышлении своем, опирается на законы формальной логики, в которых присутствует отражение законов движения мира. Другое дело – Б.Обама. Этому «фрукту» на знание о мире, отраженное в формальной и диалектической логике, и даже не на писаные законы международного права наплевать. В его башку втемяшились принципы прагматизма – упорство, достигшее степени наглости, авторитет – Лидерство в мире, на котором помешались США, и практический результат, опирающийся на силу, силу и силу.

Все оранжевые революции, осуществленные спецслужбами США, фашизация Украины, разрушение других стран и цивилизаций, смерть и кровь миллионов людей в мире всё это отражение философской позиции, скажу грубо, «Я – пуп земли». «Мы США – мировой гегемон, а поэтому слушай и выполняй мои команды».

Диалектика, в отличие от недоучек, стоящих во главе США и их сателлитов, исходит из признания целостности и многообразия мира, в основе которых лежит движение субстанции.

Уже Гераклит, которого я вспоминал не раз, считал движение всеобщим свойством вещей. Более того, одним из первых, он причину движения увидел в их внутренней противоречивости. Но ведь механизм действия этой причины должен быть исследован. И диалектика 25 веков его изучает, делая шаг за шагом и опираясь на данные частных наук. Аристотель соглашался с Гераклитом. Фома Аквинский, (Томас Аквинат, 1225-1274), основоположник томизма, философской базы католической ветви христианства, идеалистически толкуя Аристотеля, посчитал иначе. Если материя движется, рассуждал он, значит должно существовать вне её то, что движет – нечто вечное, неизменное, все сотворяющее и совершеннейшее, то есть Бог.

Время в средние века текло медленно. Поэтому, только через 300 лет итальянец Галиле́о Галиле́й (1564-1642), написал великолепные строки: «В природе нет ничего древнее движения и о нём философы написали томов немало и немалых. Однако я излагаю многие присущие ему и достойные изучения свойства, которые до сих пор не были замечены, либо не были доказаны».[i]

Что имел в виду Галилей? – Инерцию, которая доказывала, что материя не «инертна», простите за каламбур; о соотношение абсолютного движения и относительного покоя. Это пожалуй главное. Высоко оценив Галилея, А.Эйнштейн предложил физике и философии основы теории относительности. Так началось осознание взаимосвязи пространства и времени, как форм существования и движения материи. Диалектика даже в физике средних веков, тем более в 19-20 веках, нашла подтверждение своим выводами и вместе с ней освобождалась от метафизического подхода к вещам как не связанным друг с другом. Нашли обоснование принципы взаимной связи и взаимообусловленности явлений и процессов окружающего мира.

Ну, а далее, появились – закон сохранения и превращения энергии, клеточная теория(1838) строения живых организмов Шлейдена и Шванна, эволюционная теория Ч.Дарвина, Таксонометрия растений и животных, теория смены общественно-экономических формаций К.Маркса и Ф.Энгельса… Все они стали базой для формирования целостной картины движения, схваченной известной нам схемой основных принципов, законов и категорий материалистической диалектики.

Диалектика на основе частных наук постепенно формировала свой понятийный аппарат, описывающий движение.

Движение субстанции может быть направленным и ненаправленным (хаотичным, как например броуновское движение), обратимым (цикличным, к примеру) и необратимым. Необратимое движение принято называть развитием. Развитие, происходящее в сторону усложнения структуры, элементов, функций и свойств материальных систем считается прогрессивным, а в сторону «упрощения, дезорганизации и деградации систем» — регрессивным.Субстанция-движение-2

Как предельно ясно показывает схема взаимодействия давным-давно известных вещей, движение как сущность реализует себя в различных формах существования, а диалектика «сущности» и «существования» в очередной раз работает как метод познания и систематизации вещей.

Ушли в прошлое тысячи лет и человеческих поколений, но данный подход к формам движения оставался в диалектике основным. Кто-то удовлетворился известным учением Ф.Энгельса об основных формах движения: механической, физической, химической, биологической и социальной. Кто-то, исповедующий несколько иные подходы, просто махнул рукой, видя бесперспективность познания бесконечного множества форм движения, каждой из которых присущ специфический срез объективных законов.

В середине ХХ века, если хотите, «прозвенел звонок» напомнивший о необходимости пересмотра некоторых взглядов диалектики на движение. Увы, простой смертный, тем более, недостаточно любознательный, этот звонок, услышать не может. А не может потому, что сложно организованная сфера науки и философии скрыта от него густым туманом.

Качественный скачок во взглядах на сложную, но целостную систему движения позволило сделать учение о самоорганизации, созданное кибернетикой и синергетикой. В чем его суть?

Об этом в очередной статье…

————————————————————————

Переход к следующей беседе >>>>>  http://dialectic2014.ru/?p=280


[i] Галилей Г. Избр. труды в 2-х томах. Т. 2. – М., 1965. – С. 233.

Leave a Reply

Your email address will not be published.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>