*** Материя – как категория диалектики. Об истории понятия.

О двух важнейших моментах сегодняшней темы я уже рассказал в своих беседах:

  1. О сути онтологии в её понимании диалектикой,
  2. О сути категорий, которые отражают самые главные связи мироздания и описывают деятельность как отдельного человека, так и всего человечества.

Мировоззрение личности, сложившейся в России за последние 25 лет, во многих отношениях ущербно. По ценности содержания – это возврат к 50-м годам прошлого века, а в отдельных моментах к временам средневековья… Лишилось оно не только элементов гражданственности, патриотизма, гуманитарности и гуманизма, но и своей научной основы. Оно, еще раз подчеркну эту мысль, перестало решать мировоззренческие проблемы. Оно перестало объединять российскую нацию. Именно поэтому надо вернуть в российскую школу разработанный российскими классиками педагогики Добролюбовым, Ушинским, Макаренко принцип «Единства обучения и воспитания»!  Именно поэтому надо вернуть в вузы преподавание диалектики.

Верность принципам – положительное свойство всякого грамотного и воспитанного человека. Но принципы бывают разными. Для научного мировоззрения основополагающим является «Принцип материального единства мира». И центральным понятием этого принципа является философская категория «Материя». Категории этой более 2000 лет и её содержание менялось.

Когда я представляю себе процесс познания человеком Материи сначала, как вещества, затем как совокупности отдельных микрочастиц, у меня в голове возникает образ русской матрешки. Сначала эта матрешка сродни песчинке, из которой состоит, к примеру, глыба песчаника. В очередной яркой упаковке – совокупность неделимых атомов. Разбив эту уже неделимую матрешку, донаучный философ не мог найти в ней что-либо определенное, но надеялся увидеть  как новую матрешку малых размеров, так и нечто совсем неожиданное.Эмпедокл

Эмпедокл – древнегреческий поэт и философ, обращаясь к современникам писал – «Вначале услышь, каковы суть четыре корня всего: сияющий Зевс и Гера, приносящая жизнь, и Гадес, и, конечно, Нестида, что людские источники слезами своими питает. Имена богов являются аллегориями четырех корней: Зевс — огня, Гера — воздуха, Гадес — земли, Нестида — воды.Гераклит

Несколько иное видение представилось материалисту Гераклиту, а именно «Вечный огонь, мерами затухающий и мерами разгорающийся» – так описал он сущность космоса.

Одними из первых атомистов, то есть людей, которые задумались о первооснове вещества  и его внутреннего строения были два гиганта древности — Демокрит  и Левкипп. Суть их воззрений или гениальных догадок сводился к признанию существования неделимых частиц вещества. Греческое «атомос» означает: «неразрезаемый на части».

DemokritosНачала (физические элементы) бесконечны по числу, и называются «атомами», – считал Демокрит. Они неделимы и непроницаемы, поскольку абсолютно плотны и не содержат в себе пустоты. Разделение происходит благодаря пустоте, которой нет внутри атомов, но есть в телах. Кроме того, атомы отделены друг от друга в бесконечной пустоте и различаются внешними формами, размерами, положением и порядком. В пустоте они беспорядочно носятся; настигая друг друга, они сталкиваются, причем, где случится, одни отскакивают друг от друга, другие сцепляются или сплетаются между собой вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел.Аристотель

По словам Аристотеля, «Демокрит держится таких взглядов, атомы… носятся и таким образом порождают все соединения – огонь, воду, воздух, землю. Ведь и они – соединения неких атомов». Своим происхождением, понятие материя обязано латинскому   materia — вещество). В философии стало употребляться где-то в 4 веке до н.э. Трактовалось она, как натур философски, как субстанция или первооснова всего сущего, так и идеалистически. Аристотель признавал объективное существование материи. Он считал её вечной, несотворимой и неуничтожимой. Между тем, его учитель Платон обозначал понятием «материя» субстрат вещей, противостоящих их идее.

Мысли Аристотеля были столь значительны, столь фундаментальны, что прожили более 1000 лет. Когда их в середине 12 века,  воспринял, творчески переработал и предложил католицизму Фома Аквинский – это произвело на религиозный и светский мир такое потрясение, что Фому отлучили от церкви. Однако, через столетие опомнились и признали его «Ангельским доктором», сделали основоположником томизма, т.е. философского учения католической церкви. Так религия приоткрыла своим прихожанам дверь в сферу естественнонаучного познания. Средневековые философы видели в материи принцип множества и индивидуации.

Томас Гоббс[1] определял материю как тело (субстанцию), рассматриваемое в отношении его формы (акциденции) и считал ее сущностью протяженность. Поль Гольбах[2] считал, что материей является всё то, что действует на наши органы чувств. Гениальная  мысль, на которую опирался В.И.Ленин, давая свое определение материи.

Постепенно в течение  18-19 веков сложился взгляд на  материю как философскую категорию для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу. Материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

………………………………………………………………………………………………

Подробнее о динамике натурфилософских взглядов на материю см.: – http://iph.ras.ru/elib/2010.html


[1] Томас Гоббс — английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. (5 апреля 1588 г. – 4 декабря 1679 г., Дербишир, Великобритания).

[2] Поль Анри Тири Гольба́х, французский философ немецкого происхождения, писатель, энциклопедист, просветитель, иностранный почётный член Петербургской Академии наук. ( 8 декабря 1723 г., Эдесхайм, Германия – 21 июня 1789 г., Париж, Франция).

………………………………………………………………

Переход на следующую страницу >>>>>>  http://dialectic2014.ru/?page_id=93

Leave a Reply

Your email address will not be published.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>