*** Чем занимается философская диалектика?

Говоря о любой науке мы, если являемся  представителями знания, а не мифологических, религиозных и сектантских измышлений разного толка, должны определить, прежде всего, объект науки (1) и предмет науки (2).

Объектом диалектики является весь окружающий нас мир, представленный рядом уровней организации. Я назову их…

- неживая природа – это мир полей, элементарных частиц, начиная от бозона Хиггса, кварков и заканчивая атомом, молекулами различных веществ, а также микро- и макротелами, вроде Челябинского метеорита и  гигантских по размерам образований Космоса, таких как наша и другие солнечные системы, галактики и Вселенная;

- живая природа, включает в себя как вирусы, которые, с одной стороны, приобрели способность размножаться внутри живых организмов, а с другой, сохранили некоторые свойства кристаллов, так и всё многообразие живых организмов, от одноклеточных до человека.

- общество – это система, вне которой человек не смог бы существовать, размножаться, заниматься трудом и творчеством;

-  дух человека, его психика, представленная бессознательными и подсознательными  процессами, а также чувствами, разумом и волей, как главными компонентами его сознания;

- общественное сознание –  это очень сложная духовная система, включающая в себя, как массовое (обыденное) сознание с такими его экзотическими формами как психология толпы, так и сознание теоретическое сознание, создаваемое профессиональным умственным трудом.

Как видим, объект философской диалектики, как науки строго иерархичен. Каждая из множества наук находит в нем свой предмет – ту область вещей и процессов, которую профессионально исследует.

Исторически случилось так, что возникшая в области умственного труда философия, сначала  включала в себя все знание о мире. Всякий авторитетный ученый муж мог объявить себя философом или «любомудром». Однако, постепенно частные науки выделились из философии, стали самостоятельными, оставив философии функцию анализа и обобщения добытых ими знаний. Как представлял себе процесс дифференциации наук Аристотель (др.- греч. Ἀριστοτέλης; 384 до н. э., Стагир — 2 октября 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея)  можно увидеть на схеме.

Аристотель о классиф. наук 1

Каждая наука, со временем определила, как строго специфический, свой собственный предмет исследования. В чем состоит сущность каждого из них?

На этот вопрос научная диалектика ответили совсем недавно, где-то 30-40 лет тому назад. Предметом каждой науки является определенный уровень развития объектов природы, и что важно, особый срез законов, которые действуют только на этом уровне.

Что же оставила за собой диалектика, как область знания, стоявшая у его истоков, и примерно 30 веков наблюдавшая за тем, как малые детки порывают родственные связи с ней, растаскивают её «имущество» (в кавычках, конечно), и начинают жить отдельными семьями? Не разделила ли она судьбу шекспировского короля Лира, покинутого дочерьми?

Нет, как мне представляется, не разделила. Частные науки, и по крайней мере наиболее интеллектуально развитые их представители, ее не оставили. Диалектика же, как их мать, сохранила за собой очень важную функцию – познание наиболее общих, а, точнее сказать, всеобщих законов мироздания, причем законов, которые проявляют себя (оказалось, что есть и такие) одновременно на всех бесчисленных уровнях его существования и развития.

Еще раз подчеркну, лишь в конце прошлого века и именно в рамках диалектики сделан вывод, что на каждом новом уровне развития и соответственно организации природы возникают и начинают действовать свои собственные законы. При этом, законы прежнего уровня развития продолжают действовать на новом, сохраняя свое определяющее значение.

Простейший  пример – жизнь человека и человечества. Как представители класса млекопитающих, отряда приматов, семейства гоминид, рода человека и, наконец, животного вида «Хомосапиенс», мы в своем развитии подчиняемся тем законам, которые действуют на предыдущих биологических уровнях. Но мало, кто отрицает теперь, что в человеческом обществе действуют свои законы, как объективные, так и «рукотворные» (в кавычках) в виде законов права и морали.

Напоминаю заведующему кафедрой русской философии СПБ ГУ Замолееву А.Ф. – Этот научный вывод сделан советскими представителями диалектически. Это – их достижение. А он этот философ «не от мира сего», в мире субъективных грез пребывающий» утверждает, что в философии достижений не бывает, а научные доказательства ей противопоказаны. Да прости его, Господи, разума  лишенного …

Итак, предметом всякой частной науки является некий итог, определенный уровень развития и организации окружающего мира. Примеры – физика элементарных частиц, органическая химия, сердечно- сосудистая хирургия, урология и т.д. Как  сложна дифференциация только одного раздела своевременной физики показывает на своей схеме И.Ш.Коган. Я вам представляю эту схему. Коган И.Ш. классификация физикиПредметом же философской диалектики (показываю буквально на пальцах) являются – всеобщие законы развития неживой и живой природы, человеческого мышления и процесса познания. Как видим, сказано и коротко и ясно.

Добавлю, однако, следующее. На основе знания философская диалектика формирует и предлагает всем другим наукам основы достаточно стройного научного мировоззрения, о которых они частенько не знают, а так же всеобщую методологию познания и действия.

Не освоив их, даже люди с прекрасной памятью, как иногда говорят, много знающие, могут оставаться, если говорить мягко, недостаточно умными.

«Многознание уму не научает». Это гениальные слова, сказаны великим Гераклитом 25 веков назад. Увы, их смысл не дошел и теперь до разума отдельных ученых, философов и политиков. К вселенской беде и великому нашему сожалению…

…………………………………………………………………………………..

              © Авторские права защищены, ссылки на текст сайта обязательны.

…………………………………………………………………

Переход к следующей беседе   >>>>>> http://dialectic2014.ru/?page_id=47

Leave a Reply

Your email address will not be published.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>