*** Онтология как учение о бытии.

Одним из важных элементов диалектики, как области философии, является ОНТОЛОГИЯ. Разговор о ней – это разговор, прежде всего об основах, базе, фундаменте мировоззрения, как отдельной личности, так и социальной группы, философской школы,  политической партии, или даже целой страны.

Правда, скажу с искренним сожалением, даже в СССР диалектико-материалистическое мировоззрение, о чем заботилась КПСС, так и не стало господствующим. Почему?

1. Первая причина. Духовная жизнь людей – очень зыбкая сфера жизнедеятельности. огромную роль в ней играет обыденный, верно называемый психологическим, уровень общественного сознания.

В силу особенностей, присущих как отдельной личности (способности, темперамент, характер, социальное окружение, развитие знаний, умений и навыков в конкретной форме деятельности и т.д.)…В силу специфики системы образования, обучения воспитания, сложившейся в обществе… взгляды на основы мироздания, на бытие, у людей будут разными.

2. Вторая причина.  Крайне консервативной областью духовной жизни являются традиции, обычаи, менталитет  как отдельных областей, регионов, народностей и национальностей российского общества. Изменить их может только целенаправленная и опирающаяся на единые принципы обучения и воспитания система образования страны и возглавляющего его государства.  В СССР она была единой, и это в целом сплачивало общество.

Как только реформаторы отказались от этих принципов, более того, стали внедрять в жизнь России чуждые ей западноевропейские ценностные установки (от министров Андрея Фурсенко, Дмитрия Ливанова и т.д.) в мировоззренческих установках России начался полный «раздрай» (простите меня за просторечивое словцо). Немедленно полезли наружу, расползлись вширь и вглубь мифологические, ненаучные, субъективно-идеалистические представления о мире, на которых стали спекулировать маги, гадалки, откровенные мошенники, сектант, бизнес махинации, политический и религиозный экстремизм ну и т.д.

Ну чего, скажите мне, чего можно ждать от телепрограммы «Индустрия кино»?  - заботы о русском языке, многонациональном искусстве и культуре, российском патриотизме? Нет, конечно! Там, где вся телепродукция и реклама подспудно проталкивают идею «Деньги, деньги, деньги» о формировании научного мировоззрения нации можно забыть.

3. Третья причина – частичный, а кое-где и полный отказ от диалектики – как научной базы мировоззрения. Уход от власти КПСС привел к тому, что научное мировоззрение стало изгоняться из наших школ, вузов, СМИ, из духовной жизни нации.

Можно, конечно, понять –  никуда не уйти от существования в нашей жизни православия, с его трактовкой бытия: Бог создал небо и землю, твердь посреди воды… Сушу, зелень – Траву и дерево… зверей земных по роду их и, наконец, человека – мужчину и женщину – плодитесь и размножайтесь…

Но, я думаю, эта трактовка бытия у большинства россиян вызывает скепсис. Хотя сохраняют достаточную прочность христианские обычаи и традиции… а они косвенно возвращают нас в донаучный мир… Достаточно посмотреть, что происходило в провинциальной России в день 14 мая 2013 г.). Вы не знаете? – И я не знал, пока не увидел собственными глазами, вернувшись после ухода на пенсию из Москвы на свою малую родину.

Так вот, во вторник второй недели после Пасхи Православие отмечает день поминовения усопших. Этот день называется Радоницей (от слова радость) и считается Пасхой для усопших. В день Радоницы христиане символично разделяют пасхальную радость о воскресении Спасителя с членами Церкви, уже оставившими этот мир.

Не так давно я в одной из бесед говорил о бузотерах на Болотной, которые собрали на митинг около 20 тысяч зевак. И это на 11 миллионов жителей Москвы и 3 млн гостей столицы. Так вот на Радоницу, три кладбища города Энгельса Саратовской  области собрали не менее 20 тысяч автомобилей, в каждом из которых сидел не один житель этого четверть миллионного города. Главные дороги были забиты пробками, при жаре – 34 градуса в тени. Можно только предполагать, как день поминовения усопших отражается на онтологических представлениях российских провинциалов. А как их совместить с азами школьного и вузовского образования? Ясно, что они несовместимы. Но спокойно и мирно живут на разных уровнях общественного сознания.

Онтологические представления в философских школах до второй половины 20 века были разными. И я не буду о них говорить! Вспомню только, что понятие «Онтоло́гия» происходит от новолатинского  ontologia  и от древне-греческого «учение о сущем» —или учение о бытии как таковом
Термин «Онтология» был введен Рудольфом Гоклениусом – неопротестанским схоластом в 1613 году,  и – параллельно – Иоганном Клаубергом – ревностным картезианцем в 1656 г. В статус философской категории это понятие возвел Хри́стиан фон Вольф – немецкий ученый- энциклопедист и философ.

Онтология в философской диалектике – важная категория близкая категории Бытие  и мощная сфера знания.

Онтология в диалектике связана с признанием (и в этом состоит её суть!):

– во-первых, объективности, то есть независимого от желания людей и их сознания существования  субстанциональной основы мироздания – Космоса, Вселенной, нашей Галактики, солнечной системы и, наконец, планеты Земля, с ее уникальными условиями.

- во-вторых, бесконечности и неисчерпаемости  как самих вещей и процессов, так и их связей. Принципы, законы и категории диалектики отражают самые существенные из этих связей.

- в- третьих, объективности законов движения, прогрессивного развития через самоорганизацию, которые сделали возможным появление и развитие на планете Земля человеческой цивилизации.

Все эти моменты характеризуют, прежде всего, объективную диалектику, существующую вне нас. Пожалуйста, взгляните на эту схему ещё раз!Дивлектика как система -фотоДля субъективной диалектики (а духовный мир нельзя полностью выбрасывать за пределы онтологии, как бытии человека и человечества) важно доказательство того:

что сознание является результатом длительного развития жизни на земле, растительного и животного мира, а так же человека и его мозга как самого высокоорганизованного элемента нервной системы.

  что мир познаваем.

- что сознание, опираясь на органы чувств и разум в состоянии дать нам верный образ окружающего мира и относительно истинное знание о нем.

- что процесс познания постоянно углубляется.

В свою очередь, развитие и углубление познания приводит:

  • К дифференциации частных наук;
  • К возникновению общенаучных дисциплин (общей физики, общей химии, общих биологии, социологии, психологии, теория деятельности, синергетика и т.д. В дифференциации этих наук «черт ногу сломит»)
  • К разработке частно научных и общенаучных методов познания, а также всеобщего – диалектического метода познания. О них мы просто обязаны поговорить особо.
  • К необходимому, в конце концов, возникновении научного мировоззрения, в основе которого лежит философская диалектика.

Нюансов в понимании ОНТОЛОГИИ как особой части философского знания было и остается много. Но о главном, я, как мне представляется,  сказал.

 © Авторские права защищены, ссылка на тексты сайта обязательны.

…………………………………………………………………..

Переход на следующую страницу    >>>>>  http://dialectic2014.ru/?page_id=270
Видео вариант данной страницы - http://www.youtube.com/watch?v=AauOaB76Fbc&index=21&list=PLHbxVUDtN648BkMkoz2s-2pQ1IT5IeXob

Leave a Reply

Your email address will not be published.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>